Памятник А.И. Казарскому (Севастополь)

24.07.2012 1 Автор Ai-Petri.info

В Севастополе насчитывается более двух тысяч памятников, но самый первый памятник, появившийся на Севастопольской земле, находится в центре города рядом с памятником П.С. Нахимову и Графской пристанью на Матросском бульваре. Памятник Александру Ивановичу Казарскому, с начертанными на нем словами «Потомству в пример», увековечил подвиг, ставший примером мужества и героизма для многих поколений военных моряков и защитников Севастополя.
В ходе русско-турецкой войны отряд кораблей в составе фрегата «Штандарт», бригов «Меркурий» и «Орфей» находился в разведывательном походе. 14 мая 1829 года недалеко от пролива Босфор обнаружил эскадру турецких кораблей, состоящую из 6 линейных кораблей, 2 фрегатов , 2 корветов, 1 брига, 3 других небольших кораблей.

На рассвете 14 мая 1829 года отошедшая от Босфора неприятельская эскадра, заметив русские корабли, пустилась за ними в погоню.
Два корабля неприятеля, 110-пушечный линейный корабль «Селимие» и 74-пушечный линейный корабль «Реал-бей», настигли 20-пушечный бриг «Меркурий».
Командир брига «Меркурий» Казарский прекрасно знал слабые и сильные стороны своего корабля, бриг был очень тяжел на ходу, спасти его могли только искусное маневрирование и меткая стрельба.
Видя невозможность уклониться от неравного боя, Казарский собрал совет из офицеров, на котором было принято единогласное решение: «Взорвать бриг, когда он будет доведен до крайности». «Вследствие этого мнения, принятого всеми единогласно, было положено защищаться до последней возможности и если будет сбит рангоут, или откроется большая течь, тогда схватиться с ближайшим неприятельским кораблем и тот офицер, который остается в живых, должен зажечь крюйт-камеру, для чего был положен на шпиль пистолет».

В течение получаса «Меркурий», маневрируя, умело уклонялся от залпов неприятельских кораблей, но потом был поставлен между обоими кораблями противника. С линейного корабля капудан-паши «Селимие» раздалась команда на русском языке: «Сдавайся! И убирай паруса».

Ответом на это с «Меркурия» были залп всей артиллерией и дружный ружейный огонь.

Метким огнем канониров брига были повреждены мачты и паруса 110-пушечного турецкого корабля «Селимие» под флагом капудан-паши, что заставило его выйти из боя.

Другой корабль, 74-пушечный «Реал-бей» под флагом младшего флагмана, продолжал сражение.
«Меркурий» отстреливался, и одним из выстрелов удалось повредить парусное вооружение противника. Причиненные повреждения лишили «Реал-бей» возможности продолжать сражение и он прекратил бой.
Экипаж на ходу устранил пробоины и повреждения и уже на следующий день бриг «Меркурий» присоединился к основным силам флота.
Из рапорта Казарского: «Урон в команде брига состоял из четырех убитых и шести раненых нижних чинов. Пробоин в корпусе оказалось 22, повреждений в рангоуте 16, в парусах 133 и в такелаже 148; сверх того разбиты гребные суда и повреждена карронада».

Сам Казарский во время боя получил контузию головы, но, несмотря на это, оставался на мостике и руководил боем.

Далее в рапорте Казарский написал, что «не находит слов для описания храбрости, самоотверженности и точности в исполнении своих обязанностей, какие были оказаны всеми вообще офицерами и нижними чинами в продолжении этого трехчасового сражения, не представлявшего никакой совершенно надежды на спасение, и что только такому достойному удивления духу экипажа и милости Божией должно приписать спасение судна и флага Его Императорского Величества».

14 мая 1829 года А.И. Казарский и экипаж брига навечно вписали свои имена в героическую историю Российского флота.

Они шли на явную гибель, но не склонили головы перед неприятелем, как это сделал незадолго до этого боя бывший командир брига «Меркурий» (1826 — 1828 гг.) капитан 2 ранга С. М. Стройников, волею судеб в момент сражения находившийся на борту линейного корабля «Реал-бей.»
Стройников, командуя 36 пушечным фрегатом «Рафаил», буквально за два дня перед героическим сражением «Меркурия», оказавшись в тумане в гуще турецкой эскадры, спустил флаг корабля и сдался туркам.

Впервые с момента утверждения Морского Устава Петром I русский корабль спустил перед неприятелем флаг. Турки переименовали фрегат в «Фазли-Аллах» (данный Богом). Впоследствии фрегат был отбит у турок и сожжен по приказу императора Николая I.
Подвиг экипажа брига Меркурий по достоинству оценил император Николай I. Из указа императора:
«В воздаяние блистательного подвига брига «Меркурий», вышедшаго победителем из беспримернаго боя 14 мая им выдержанного противу двух турецких кораблей, Государь Император всемилостивейше пожаловать соизволил: командира капитан-лейтенанта Казарского в капитаны 2 ранга с назначением флигель-адъютантом к Его Императорскому Величеству, и сверх того кавалером ордена св. Георгия 4 класса; лейтенантов Скорятина и Новосильского, мичмана Притупова и поручика корпуса флотских штурманов Прокофьева следующими чинами, и первых орденами св. Владимира 4 степени, а Прокофьева, как предложившаго мужественный совет взорвать бриг, орденом св. Георгия 4 класса. Всем нижним чинам знаки отличия военного ордена. Всем вообще, как офицерам, так и нижним чинам, в пожизненный пенсион двойной оклад жалованья по окладу, какой они получали до Настоящего времени. Вместе с тем Его Императорское Величество соизволил отличить и самый бриг, пожалованием на оный Георгиевскаго флага. А дабы увековечить в роде сих офицеров память примерной их храбрости и мужественной решимости на очевидную гибель, Государь Император соизволил повелеть, чтобы пистолет, как оружие, избранное ими для взорвания на воздух при невозможности продолжать оборону, был внесен в гербы их».
Не был забыт и сам корабль. Бриг Меркурий был награжден кормовым Георгиевским флагом и вымпелом (второе награждение после линейного корабля «Азов»).
Из указа императора:
« когда бриг сей приходит в неспособность продолжать более служение на море, построить по одному с ним чертежу и совершенным с ним сходством во всем другое такое же судно, приписав к тому же экипажу, наименовать его «Меркурий», на который перенести и пожалованный флаг с вымпелом; когда же и сие судно станет приходить в ветхость, заменить его другим новым, по тому же чертежу построенным, продолжая сие таким образом до времен позднейших. Мы желаем, дабы память знаменитых заслуг команды брига «Меркурий» и его никогда во флоте не исчезала, а, переходя из рода в род на вечныя времена, служила примером потомству».
Бриг «Меркурий» прослужил на Черном море до 9 ноября 1857 года, затем был разобран по «совершенной ветхости».
Три корабля Черноморского флота поочередно носили название «Память Меркурия»: в 1865 году — корвет, а в 1883 и 1907 годах — крейсеры.
Памятник героическому подвигу командира и экипажа брига «Меркурий» был заложен в 1834 году по инициативе адмирала М.П. Лазарева на средства, собранные моряками. Автором проекта является академик архитектуры А.П. Брюллов — брат знаменитого художника. Открытие памятника состоялось в 1839 году, спустя 10 лет после героических событий и спустя год после загадочной смерти (16 июля 1833 года) в то время уже капитана 1-го ранга флигель-адъютанта императора Казарского. По одной из версий Казарский стал жертвой преступного заговора проворовавшихся чиновников и был отравлен.
Памятник исполнен в стиле классицизма. На усеченной пирамиде из крымского известняка установлено отлитое из бронзы символическое античное военное судно — триера. Верхнюю часть пьедестала украшают бронзовые жезлы бога Меркурия, именем которого назван бриг. Чугунный плинт украшен рельефами, в аллегорической форме отображающими событие, которому посвящен памятник. На трех сторонах плинта изображены бог морей Нептун, покровитель мореплавания и торговли Меркурий, крылатая богиня победы Ника; на западной стороне выполнен барельефный портрет А.И. Казарского. Как утверждает один из документов, хранящихся в Центральном Государственном архиве в Москве, лаконичную надпись «Казарскому. Потомству в пример» начертать повелел император Николай I.